Комплексная программа преемственности в  Видновской гимназии

Всем известно, что очень нелегок переход школьника из начальной  в основную, а затем и в среднюю школу.

Для этого есть несколько серьезных оснований.

  1. В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одного, ведущего большинство предметов учителя, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же. И у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них командует по-своему.  Представили?  Примерно те же чувства испытывает ваш ребенок.
  2. Очень часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками.
  3. Для вас, наверное, не секрет, что каждый ученик в начальной школе имеет статус «сильного», «среднего», или «слабого», сколько бы ни говорилось о непедагогической такой позиции. Но это данность, и с этим фактом связана оценка ребенком самого себя. В основной же школе каждый учитель воспринимает ребенка по-своему. Часто бывает и так, что мальчик – одаренный математик, но вот русский ему не дается. Понятно, учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка хватается за голову. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают еще большую неопределенность для ребенка.
  4. Учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и, допустим, десятиклассниками, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это не всегда результат психологической неграмотности, просто иногда за время перемены (10 минут) невозможно полностью перестроить свой стиль  ведения урока. Такое удается только опытным учителям. Даже психологически благополучный выпускник начальной  школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в пятый класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Что уж говорить об учениках, у которых были проблемы в начальной школе?

Необходимость целенаправленно облегчать школьникам адаптационный период перехода из  начальной к основной школе подтверждается в полной мере и  особенностями этого периода детского развития.  Дети 10 – 11 лет вступают в первый период полового созревания, их организм начинает перестраивается и в связи с этим наступает некоторый  кратковременный «откат» в развитии. Так у школьников наблюдается снижение темпа деятельности (чтения, письма), они становятся «тугодумами», более медлительными. В то же время увеличивается возможность неадекватной реакции младших подростков на замечания взрослых: дети могут вспылить, капризничать, у них быстро меняется настроение и т. п. Все это необходимо учитывать в процессе обучения со школьниками 5-6 классов. Взрослый должен проявлять больше терпения, терпимости, стараться объяснить необходимость выполнения того или иного правила, а не приказывать, не реагировать на действия, которые кажутся учителю не адекватными ситуации.

Педагогам, работающим в пятых классах необходимо:

-         знать особенности индивидуального развития ребенка, его возможности, потребности и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними;

-         помогать сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения на новом этапе обучения и развития.

Насущность проблемы адаптации актуализируется тем, что изменение условий обучения, учебных требований и социальных ролей происходит на фоне характерных возрастных новообразований.  Необходима продуманная организация процесса адаптации школьников во всех ее аспектах и  на всех этапах. Важным моментом является развитие мотивационной сферы уч-ся. Именно она легла в основу комплексной программы преемственности образования на разных ступенях обучения, которая, в свою очередь является одним из главных направлений программы развития Видновской гимназии на следующие пять лет.  Цель программы: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений.

Комплексная программа преемственности включает в себя три направления, три составляющие:

- программа организации адаптационного периода уч-ся пятых классов;

- программа предпрофильного и профильного образования;

- создание портфолио выпускника каждой ступени обучения.

         Реализация программы организации адаптационного периода уч-ся пятых классов захватывает по времени второе полугодие учебного года выпускных классов начальной школы и первое полугодие

 в 5-х классах.

       Первый этап -  ознакомительный – посвящен организации преемственности между школами 1-ой и 2-ой ступеней. На этом этапе происходит выработка согласованных действий педагогов начальной школы и педагогов среднего звена. Этот этап по времени приходится на конец третьей и четвертую четверти. Он включает в себя следующие виды деятельности:

-         проведение совещаний с педагогами по ознакомлению педагогов 2 ступени с учебным планом, программами, пособиями, используемыми в начальной школе и по составлению плана посещений уроков в выпускных классах учителями 2 ступени;

-         совместная организация проведения промежуточной аттестации выпускников начальной школы (подбор заданий, их направленность, содержание, участие учителей 2 ступени на промежуточной аттестации в качестве членов аттестационных комиссий, совместный анализ итогов промежуточной аттестации и результата образования;

-         «круглый стол» с педагогическими представлениями на выпускников начальной школы, общая характеристика классов с учетом внутренней дифференциации (интеллект, работоспособность, учебная мотивация, личностная сфера, система межличностных отношений, групповая сплоченность);

-         родительское собрание о проблемах пятиклассников.

1)           Второй этап – аккомодации (приспособления) как сторона общего процесса адаптации посвящен формированию адаптационно-развивающей среды в пятых классах. На этом этапе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся. В этот период предусмотрены следующие виды деятельности:

-         дни активного взаимодействия классных руководителей со своими классами (игры, психологические тренинги, коллективные дела);

-         наличие организационных моментов в деятельности всех педагогов по оказанию помощи учащимся по освоению нового учебного пространства;

-         перспективное совместное планирование мероприятий классными руководителями;

-         сопровождение учебного процесса (выделение учащихся «группы риска» и разработка мероприятий по работе с ними);

-         работа групп педагогической поддержки (русский, математика, иностранный язык);

      Третий этап – ассимиляции (уподобления)  - на нем продолжается работа второго этапа и организуется аналитическая  деятельность. Осуществляется анализ результата адаптации учащихся, успешность их функционирования в новой школьной среде, определяются дезадаптированные учащиеся, и выстраивается стратегия дальнейших действий с учащимися, нуждающихся в индивидуальном сопровождении. Этот этап предусматривает следующие виды деятельности:

-         самооценка учащимися адаптации в школе 2 ступени;

-         психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации (психофизической, социально-психологической, учебной);

-         психологическое тестирование школьной тревожности;

-         индивидуальная диагностика учащихся и консультирование по запросу педагогов и родителей;

-         «круглый стол» по итогам реализации программы адаптации учащихся 5-х классов;

-         родительское собрание по результатам адаптации учащихся;    

-         индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных учащихся.

     Этапы аккомодации и ассимиляции захватывают по времени первое полугодие в пятом классе, а индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение по мере необходимости может продолжаться и во втором полугодии.

    Все эти этапы сопровождаются информацией  об успешности  или неуспешности адаптации учащихся для всех субъектов образования.

 

В решении проблемы преемственности между начальной, основной и средней школами  заслуживает внимания так же и предпрофильная (уже с 5го класса) и профильная  ориентация школьников.

Цель ее - это оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения и направления дальнейшего образования в основной и средней школе, сохранение основного контингента  и создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Программа предпрофильной и профильной ориентации осуществляется в несколько этапов:

1 этап – «Хочу» (начальная школа, 5-й класс)

- общее знакомство с типами профильного обучения;

- диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса « на входе».

2 этап – «Могу» (6 – 9 класс)

- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

- пробы выбора профиля обучения;

- анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения.

3 этап – «Заключительный» (10  - 11 класс)

- диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников «на выходе»

- погружение в проблему выбора профиля (наличие намерений связать профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью).

 На первом этапе, в начальной школе и в 5м классе, уч-ся предлагаются факультативные курсы, кружки различных направлений, где ребенок смог бы на деле понять, что ему интересно, а также заинтересовать детей, обладающих определенными способностями.

 Проводятся они за счет дополнительного компонента. В качестве учебных пособий могут быть использованы учебные пособия по факультативным курсам, кружковой работы, научно-популярная литература, справочные издания.

Закончив основную школу, уч-ся продолжают обучаться в средней в соответствии с тем профилем, который они раннее выбрали (80% от общего количества). Остальные выпускники основной школы поступают в лицеи и колледжи при вузах, причем очень успешно.

В определении индивидуальных способностей, склонностей и интересов и повышения общего уровня мотивации большую роль играет создание  портфолио (папка личных достижений) обучающегося.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен», фиксировать изменение и рост за определенный период времени, поддерживать учебные цели, поощрять результаты учащихся, обеспечение непрерывности процесса обучения от года к году и показать диапазон навыков и умений.

Главный принцип сбора материалов портфолио – «добровольность».

Начало создания портфолио – уже с 1-го класса. Сначала – одна папка на весь класс, затем папка личных достижений каждого учащегося.

Все это стимулирует активность самого ребенка, прививает навыки самостоятельного поиска возможностей для проявления своих способностей и решения проблем, связанных с переходом  из начальной в основную и среднюю школу.

   Преемственность является одним из дидактических принципов и состоит в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, согласованности ступеней и этапов образовательного процесса. Именно благодаря решению проблемы преемственности происходит наиболее полное развитие личности каждого школьника, его социальное, профессиональное и культурное самоопределение в целом.

Predposylki_i_prichiny_uchebnyh_trudnostei_mladshih_shkolnikov.doc

 

© pershickowa

Сделать бесплатный сайт с uCoz