Роль проектной  деятельности в формировании компетентностей младших школьников. Оценивание проектной деятельности

 

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

         Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Большую помощь на этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения.

         Цель современного образования заключается в наиболее полном и гармоничном развитии личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, которая обладает ключевыми компетентностями и способна к ответственному поведению,  самореализации в современном обществе.

         Необходимость компетентностного подхода продиктована, с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой – пониманием бесперспективности экстенсивного пути решения проблемы за счёт увеличения объёма знаний или изменения содержания знаний только по отдельным предметам. Одним из ответов системы образования на запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Компетенция – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями и ожиданиями.  Компетентность  - знание в действии.

 

Во-первых, мне, как учителю, необходимо сформировать ключевые компетентности.

Первая - образовательная компетентность. В ее основе лежит учебная деятельность, которая начинается с целеполагания. И вот тут учителю необходимо задавать такие вопросы, чтобы дети получали удовольствие от своих  знаний, а затем поставить такой вопрос, на который они не дадут ответа, и начнут сами планировать способы достижения этой цели. То есть на  вопрос: «Как это можно узнать?» именно ребята будут предлагать варианты действий. А затем уже  пойдет выполнение учебных действий, не забывая о том, что деятельность наших малышей должна быть разнообразной. Контроль и коррекцию результата ребята тоже сделают сами, равно как и проведут оценивание своей работы.

Коммуникативная компетентность. Главное правило – язык обслуживает мышление. Порой ребята у нас не могут овладеть искусством краткого, сжатого пересказа, не правильно используют мимику, жесты,  не могут выразить собственную позицию по какому-то вопросу… Поэтому, развивая речевые, неречевые, устные, письменные способы общения, дети осознают главное – они должны понимать друг друга и быть понятыми.

В условиях нашего времени необходимо развивать информационную компетентность. Мы учим детей работать с различными информационными системами. Наши ребята получают информацию ненормированно, хаотично. Поэтому, главной задачей считаю научить малышей разграничивать ее на верную и неверную, отсекать добро от зла.

Следующая компетентность  - социальная. Именно мы должны приобщить детей к жизни в обществе. Для этого сообщаем им правила и нормы жизни в обществе, даем предписания, а потом  в течение дальнейшей работы исподволь направляем в нужное русло.

Ну и последняя ключевая компетентность  – толерантность. Мы  должны научить ребят принимать, понимать и уважать чужую точку зрения, при этом учить их отстаивать свою.

Знания, которые мы даем, не открывают дверей в этой жизни. Наша  работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок мог сказать: я это могу, я это умею. Компетенция – это возможность делания. Это активная позиция, при которой человек знает, может и хочет сделать нечто.

 

Требования к уровню сформированности

ключевых компетентностей учащихся .

Демонстрирует понимание проблемы,

Демонстрирует  понимание цели и задач деятельности,

Демонстрирует понимание последовательности действий,

Имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,

Высказывается по поводу полученного результата.

Осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

Применяет предложенный учителем способ получать информацию из источника,

Демонстрирует понимание полученной информации,

Демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.

Учитель рекомендует и доступную форму представления результатов,

 а ученик успешно все реализует,

Соблюдает  нормы речи в простом высказывании,

Соблюдает  нормы изложения простого текста,

Работает с вопросами на уточнение,

Соблюдает процедуру при работе в группе.

 

 

А теперь я предлагаю рассмотреть те компетенции, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. Какие компетентности мы хотим сформировать у учащихся?

 

Приложение № 1 (б).

Работа с приложением по схеме «Тип проекта» - компетентность.

 

Информационная компетентность. Это умения

  •  Самостоятельно осуществлять поиск  нужной информации;

n       Структурировать информацию;

n       Сохранять информацию

 

Коммуникативная компетентность. Это умения

  • Сотрудничать в процессе деятельности,
  • оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций

 

 

А так же есть еще и

n      Исследовательские;

n      Менеджерские;

n      Социальные;

n      Оценочные;

n      Презентационные;

n      Рефлексивные компетентности.

 

Исследовательская компетентность. Это умения

n      генерировать идеи;

n      выбирать лучшее решение.

 

 

Менеджерская компетентность. Это умения

n      Проектировать процесс;

n      Планировать деятельность – время, ресурсы;

n      Принимать решения;

n      Распределять обязанности при выполнении коллективного дела

 

Социальная компетентность. Это умения

  • Высокая ответственность;
  • Инициативность
  • Готовность к сотрудничеству;
  • Социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими).

 

Оценочная компетентность. Это умения

  • Оценивать ход, результат  своей деятельности и деятельности других.

 

 

Презентационная компетентность. Это умения

n      Выступать перед аудиторией;

n      Отвечать на  незапланированные вопросы;

n      Использовать различные средства наглядности;

n      Демонстрировать артистические возможности.

 

Рефлексивная компетентность. Это умения

n      Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

n      Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

 

 

 

Некоторые педагоги фиксируют разрыв между тем, что учащиеся считают своим личным достижением, и результатом проектной работы. Поэтому для развития рефлексии, осознания и оценки учащимися результатов своей деятельности очень важно организовать и самооценку своего собственного продвижения в проекте.

При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Ученики основной школы способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей. Учащиеся старшей школы оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования освоенных умений и способов деятельности, своих перспектив на будущее.

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Не следует на основании «качества продукта» выставлять внешнюю оценку (данную учителем по формальным признакам, внесенную в документ для промежуточной или итоговой аттестации). Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

Если учитель поставил дидактическую цель, связанную с формированием компетентности решения проблем, имеет смысл организовывать рефлексию после получения продукта (по поводу качества продукта и достижения цели проекта) и после презентации (по поводу достижения цели публичной коммуникации), а в долгосрочных проектах – по поводу получения промежуточных результатов после решения той или иной задачи.

Учитель может договориться с учащимся о разных объектах, формах, способах и критериях внешней оценки, которая может быть формализована в балл. Главным условием является прозрачность критериев и процедуры оценки для учащегося и выбор такого объекта и критериев оценки, которые не нарушали бы основных принципов проектной деятельности.

Рекомендуется использовать проектную работу учащегося как набор ситуаций, в которых не только формируется, но и проявляется его компетенция, для оценки уровня сформированности его ключевых компетентностей. Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся: компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.

Проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более, что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная проблема не позволяет грамотно поставить цель или вместо задач при планировании указываются отдельные шаги, не удается спланировать продукт и т.п. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Возвращение на предыдущий этап возможно, если речь не идет буквально об ошибке: выбранный способ деятельности требует ресурсов, которых на момент выполнения практического этапа не оказывается у учащегося в распоряжении; если информационный поиск, проводимый на практическом этапе (создание информационного продукта) позволяет понять, что при анализе ситуации был упущен какой-либо важный фактор и т.п. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание проекта под руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.

   скачать документ:

  Rol_proektnoi_deyatelnosti_v_formirovanii_kompetentnostei.doc

 

 

© pershickowa

Сделать бесплатный сайт с uCoz