«Методики обучения письму с точки зрения профилактики трудностей и учёта особенностей индивидуально-типологического развития детей»

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов заместителя директора по УВР Першиковой Любови  Васильевны,

 Обучение младших школьников письму начинается с формирования у них навыков графо-моторной деятельности, обеспечивающей, во-первых, правильность и скорость письма, во-вторых, его соответствие эстетическим требованиям, что позволяет без затруднений читать написанный текст. Обучение каллиграфии начинается для учителя с постановки учебных и коррекционных задач. Учебными задачами можно назвать следующие:

− ознакомить детей с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;

− обучить приемам письма и развить координацию движений руки;

− обеспечить образование чѐтких зрительных и двигательных образов букв и их соединений.

Ведущей программой формирования каллиграфического навыка является программа обозначения звука буквой и ее написание.

Результат данной программы: система ассоциативных связей между звуком, артикулемой, фонемой, графемой, кинемой. Содержание: восприятие и артикулирование звука, соотнесение его с фонемой, актуализация еѐ зрительного образа (графемы), анализ графемы разложение еѐ на элементы, соотнесение их между собой в пространстве и времени (выше ниже, справа слева; первый, второй…), изображение буквы. Написание буквы в начале обучения распадается на ряд изолированных действий: ученик выписывает каждый элемент в отдельности, и, как указывал Е. В. Гурьянов, только сочетание таких осознанных действий приводит к воспроизведению буквы. Объединяясь, элементарные акты письма автоматизируются, становясь почти бессознательными, и образуют более сложную деятельность: написание слова, фразы, а затем и запись мыслей.

 Первым этапом программы является уточнение звука и перевод его в фонему. У детей, не имеющих органических нарушений речевых областей коры головного мозга, входящие в этот этап

операции восприятия и распознавания звука, трудностей не вызывают. Они возникают лишь в том случае, если звук испытывает интерферирующее влияние соседних в звуковом комплексе (слоге, слове), поэтому в данную программу включены лишь механизмы кодирования изолированного звука, обеспечивающие формирование и автоматизацию ассоциативных связей «звук – фонема графема кинема» по прямому соответствию. Трудности в выполнении операций второго этапа – соотнесения фонемы с графемой выражаются в медленном формировании и длительном закреплении в памяти зрительного образа буквы. Они обусловлены тем, что буквы имеют две формы выражения – печатные и рукописные знаки, которые достаточно резко отличаются друг от друга. Кроме того, каждая форма имеет ещѐ два варианта знаков – заглавные и строчные...

далее можно скачать документ:

Metodiki_obucheniya_pismu_s_tochki_zreniya_profilaktiki_trudnostei_i_ucheta_osobennostei_individualno.doc

© pershickowa

Сделать бесплатный сайт с uCoz